Год постройки: 1850
Каменная
Престолы: Пророка Илии – главный;
Воздвижения Креста Господня;
Святителя Модеста Иерусалимского.
Приход Кьямский, VI класса.
Приход Кьямский, или Кьяма, существует с незапамятных времен: известно только начало построения каменной, трехпрестольной церкви, во имя Воздвижения Креста Господня, вместо ветхой деревянной церкви. Закладка фундамента и начало построения каменной церкви происходило в 1837 году. Церковь выстроена по желанию покойного прихожанина, Белозерскаго помещика Шевырева. Не смотря на несогласие прихожан и нежелание их к сооружению храма, по недастаточному их состоянию, помещик Шевырев положил основание церкви. На предложение прихожанам Г. Шевырева: "желают ли они видеть в своем приходе новую, каменную церковь и способствовать построению оной," - крестьяне всегда говорили: "а где нам видеть каменную церковь в малом и бедном приходе? Мы молимся доколе и в деревянной; а когда обветшает, так поправим; а если станет разрушаться, так построим новую деревянную, а не каменную." Попечительный ктитор предпринял все деятельныя меры к скорейшему построению церкви; избрал сборщика для доброхотных подаяний, который с согласия причта и прихожан ревностно исполнял свою обязанность, по выдаваемым ему из Новгородской Духовной Консисторий сборным книгам и всегда почти проживал по сбору в С.-Петербурге. Таким образом церковь, по словам старожилов, строилась не более тринадцати лет и построена в 1850 году тщанием прихожан, особенно помещика, с помощью доброхотных дателей.
С поступлением к сей церкви священника Павла Станиславскаго в 1853 году, церковь окончательно устроена. Священиик много содействовал улучшению ризницы церковной, хотя не собственным пожертвованием, но расположением к сему прихожан и многих иногородных лиц, знающих его. По мысли священника церковная библиотека и архив приведены в порядок в 1859 году. Весьма замечательно, что с поступлением сего священника на Кьяму пьянство в народе значительно уменьшилось и крестьяне по выходе из церкви, стали стыдиться заходить в кабак. Колдуны и знахари деревенские и нашептывающия на что-нибудь старухи вовсе исчезли, и множество самых грубых пороков истребилось от обличений священника, разве только в тайне стали совершать то, что прежде и явно не стыдились делать. Местность Кьямскаго прихода с восточной, северной и южной сторон покрыта густым лесом, еловым, сосновым и мелким березником на ровном пространстве версты на три (3,2 км), а в длину сего пространства виднеются горы и курганы, покрытые тем же лесом. С западной стороны местность Кьямскаго прихода представляется в виде длинной, возвышенной гряды, версты на три (3,2 км) покрытой густым лесом, еловым, сосновым и мелким березником. С юговосточной стороны прихода протекает река Кьяма, впадающая в Межерское озеро в Комоневском приходе; по реке сплавляется строевой лес, отправляемый прикащиками г. Бутурлина и купца Громова в С.-Петербург; вода в реке чистая и здоровая для питья, а берега песчаные и крутые. Земля в приходе черноземная и плодородная, есть отчасти болотная и глинистая; сажень 20 (≈43 метра) пройдя от домов священно-церковнослужителей можно видеть восемь ключей чистой, холодной, легкой воды, вытекающих из земли и образовавших из себя речку, текущую в реку Кьяму.
От Кьямскаго прихода до уезднаго города Белозерска 102 версты (≈109 км); а до губернскаго города Новгорода 445 верст (≈475 км); от большой столбовой дороги приход в 6-ти верстах (6,4 км), которая из Белозерска пролегает до Сомины и Тихвина. От приходской церкви до сельца Анголохты, принадлежащаго помещику Бутурлину, пролегает проселочная дорога, чрез которую есть мостик деревянный, построенный по причине топкаго, болотистаго места сажени на четыре (8,53 метра); известно, по преданию от старожил, что в сем топком, болотном месте похоронены польские паны когда-то. На Кьяме у многих принято за обычай каждогодно путешествовать в г. Кириллов на 9 число июня, в монастырь к преподобному Кириллу Белозерскому, оттуда ходят в Воскресенский Горицкий монастырь, потом к Нилу Сорскому, а на обратном пути в Новоезерский монастырь к Кириллу Новоезерскому; впрочем на Ново-езеро более ездят и ходят на 17 марта, день Алексия человека Божия, когда бывает Алексиевская ярмарка. До окончательнаго устройства церкви, средства содержания ея заключались преимущественно в сборе, по выданным из Новгородской Духовной Консистории книгам. В настоящее время средства содержания церкви ограничиваются только сбором зерноваго хлеба в небольшом количестве, свечною и кошельковою суммою. А в случае непредвиденных больших расходов имеются в виду два банковые билета: 1-й, на 200 рублей серебром, 2-й на 100 рублей серебром, положенные в пользу церкви г. Скороходскою. Средства содержания причта заключаются в жалованье и обработывании земли. Жалования положено: священнику 105 рублей, дьячку 30 рублей, пономарю 24 рубля. Земли при сей церкви усадебной 200 квадратных сажень (чуть больше 910 квадратных метров), пахотной и сенокосной 57 десятин. Священник для возделывания земли нанимает работника и работницу, а причетники возделываю землю сами.
В приходе сем крестьяне занимаются гонкою дегтя и вывозкою бревен, которыя сплавляются по разным рекам и озерам в С.-Петербург. В школе обучается 10 мальчиков и 2 девочки. Рядом подле церкви с юговосточной стороны находится господская усадьба - Старина, помещицы Скороходской. С юговосточной стороны близь церкви находится деревня Фенчаково, бывшаго г. Серпинскаго. Постройка во всем приходе деревянная. Дороги в приходе проселочныя, ведущия из одной деревни в другую, а большая столбовая дорога из Белозерска в Сомину и Тихвин находится в 6-ти верстах от Кьямы.
Число жителей в 1864 году было: 618 человек (Мужчин - 300, женщин - 318)