Год постройки: 1810
Каменная
В советское время церковь была разрушена и частично разобрана на хозяйственные нужды. Руины ее долго могли обозревать все, кто приезжал в эти заброшенные края.
Священники:
Павел Каратыгин
Диакон Белозерского собора Михаил Антоновский, согласно прошению, уволен от занимаемой им должности диакона при соборе, а на его место определен диакон на псаломщической вакансии Ельницкой церкви, Белозерского уезда, Иван Парвов, а к Ельницкой церкви определен псаломщиком отрешенный от места и низведенный на причетническую должность священник Люботинской церкви, Устюжского уезда, Павел Каратыгин, 31 октября. (Новгородские епархиальные ведомости за 1900 год)
На территории Бабаевского района есть много мест, где в настоящее время никто не проживает. Поэтому мне, страстному краеведу, и хочется оставить хотя бы письменную память о том, что в старопрежние времена там бурно кипела жизнь. Может быть, мои записки пригодятся кому-то в будущем.
Сегодня немного расскажу о Люботинском крае. Это юго-западная часть Бабаевского района, граничащая на сегодня с Ленинградской областью, а также с Чагодощенским районом нашей области. Когда-то там был свой сельсовет – Люботинский, в котором числилось 11 деревень. Жители их трудились в трех колхозах, которые были созданы в 30-х годах прошлого столетия. Это «Новая жизнь», куда входили деревни Выползово, Кононово, Русаково, Олехово, Заречье, Иевлево, Нестерово; «Селище», включающий одну одноименную деревню; «Общий труд», объединяющий жителей деревень Клопинино, Проход, Великое Село. Всего там населения перед началом Великой Отечественной войны числилось 1135 человек. Расстояние от центра сельсовета - д. Выползово - до райцентра составляло 30 километров. Но чтобы преодолеть это расстояние в весеннюю и осеннюю распутицу, требовалось несколько часов. Порой техника так застревала на этой дороге, что без трактора ее было не вызволить.
Как и положено на православной Руси, в царские времена была в люботинских краях и своя церковь – Преображенская Люботинская, построенная в каменном исполнении в 1810 году. В советское время она была разрушена и частично разобрана на хозяйственные нужды. Руины ее долго могли обозревать все, кто приезжал в эти заброшенные края. Были там и свои школы, скорее всего, начальные. Свой медпункт - в советские времена. Занимались местные жители сельскохозяйственными работами, гнали живицу на сосновых борах, добывали пушного и дикого зверя, глухарей, тетеревов да рябчиков, собирали дикорастущие дары болот да лесов, ловили рыбу в местных озерах и реках.
Когда-то я тоже часто бывал в люботинских местах. В основном это были охотничьи поездки. Великолепие тех мест никогда не изгладятся из моей памяти. Картины завораживающей охоты на глухарином току до сих пор впечатляют меня на приятные воспоминания. Рыбалка на речках Внина и Люботинка, а также на озерах Селищенское, Белое, костер, уха и брусничный чай на берегах этих водоемов, изобилие грибов в сосновых борах теперь вызывают приятную грусть и ностальгическое настроение. Сколько корзин с морошкой, брусникой, черникой было набрано когда-то в тех благодатных местах, пожалуй, и не перечислить. Кстати, мало кто знает, что есть тут своя, хоть и маленькая, но речка, даже не речка, а ручей под названием Волга. А сколько историй было рассказано моим другом по охотничьим увлечениям за чашечкой чая с отличным пуншем, когда мы отмечали добычу прекрасных трофеев.
Особенно запомнилась мне одна из них, тем более, что друг мой был сам родом из тех же мест. Подробности ее уже выветрились из памяти, но главную суть рассказа мне никогда не забыть. Читателю уже понятно, что места эти были глухие и таежные, труднодоступные, но очень благодатные. В царские времена жили там люди подневольные, крепостные, но смелые, трудолюбивые и отчаянные. И зачастил туда молодой барин, отец которого владел теми крестьянскими деревнями. В те времена у крестьянских девушек прав никаких не было. Даже женихов им выбирали родители, а молодой барин прежде, чем девушку выдавали замуж, всегда пользовался правом так называемой первой ночи. Поэтому он туда часто и ездил. Но однажды коса, как говорится, нашла на камень. Нашелся молодой парень, который свою любушку решил защитить и барина наказать. Выждал он с дружками, когда молодой барин отправился в баньку попариться. А банька то топилась по-черному. Дверь колом подперли, отдушину для выхода дыма заткнули. Ну, барин-то и задохнулся от дыма. Стражников нагнали полную деревню, почти всех мужиков кнутами отстегали до крови. Но никто тайну не выдал, все местные жители понимали, что молодой барин получил по заслугам. А паренек с девушкой, сказывают, после этого жили долго и счастливо в люботинских краях.
Жаль, конечно, что места эти нынче обезлюдили. Сотни лет там жили крестьяне, женились, детей растили, хлеб, мясо, молоко государству исправно сдавали. Родину в лихую годину от захватчиков защитили, а потом эта же власть, которую они от ворога оберегали, посчитала благодатные места эти не перспективными, труднодоступными. Дороги туда не сделали, электролинии не построили. Вот народ и разбежался - кто куда. Конечно, в советские времена были здесь поля да сенокосы. А потом в лихие 90-е годы и это все забросили. И заросла земля-кормилица густым лесом. Теперь это дикий край, благодать охотникам, рыбакам да собирателям грибов и ягод. Правда, и им проезд туда закрывают нынешние владельцы охотничьих угодий.